Требования к безопасности продуктов животноводства в ЕС

ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Т.Ф. ПОСКОННАЯ
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
МП. БУТКО ВНИИВСГЭ

Главным приоритетом правительств всех стран являются безопасность продуктов питания и защита потребителя. Безопасное и здоровое продовольствие - существенный фактор функционирования общества и жизненно важно для экономики любой страны. Беспокойство представляют микробиологические загрязняющие вещества, различные продовольственные добавки, антимикробные препараты в продуктах животного происхождения, генно-модифицированные продукты ГМО), которые активно обсуждают специалисты многих стран и средства массовой информации. Этот возрастающий интерес является естественной предсказуемой реакцией на международный кризис продовольственной безопасности последние 10-15 лет. Различные страны прилагают большие усилия для решения этой проблемы. Так, объединенной ККА ФАО/ВОЗ (Комиссией Кодекса Алиментариуса Всемирной продовольственной организации/ Всемирной организации здоровья) в 1962 г. создан "Кодекс Алиментариус" ("Пищевой кодекс"), представляющий собой набор пищевых стандартов, гигиенических кодов и прочих нормативных моделей, которые страны могут использовать в своем законодательстве, а также для международной торговли.

В настоящее время в работе этой комиссии принимают участие около 130 стран мира, в том числе и Россия. Рабочими органами ККА являются международные кодексные комитеты по отдельным пищевым продуктам (по гигиене мяса, по переработке мяса птицы, по рыбе и рыбопродуктам и др.); международные кодексные комитеты по общим принципам (по пищевой гигиене, остаткам ветеринарных препаратов в продуктах питания, анализу и отбору проб и др.); объединенный комитет правительств экспертов по молоку и молочным продуктам; экспертные комитеты по пищевым добавкам, по применению облучения в пищевой промышленности, по остаткам пестицидов.

Эти комитеты разрабатывают стандарты на пищевые продукты, гигиенические (технологические) коды их производства, руководства и рекомендации, которые в целом и составляют международный пищевой кодекс.

В настоящее время в него включено около 237 стандартов (17 томов) и 42 гигиенических кода по производству конкретных пищевых продуктов. Стандарты кодекса полностью признаются Всемирной торговой организацией (ВТО), которая предлагает использовать их в качестве основы для всех национальных стандартов, а также для разрешения международных торговых споров между членами этой глобальной организации.

Международный гигиенический пищевой код является рекомендательным документом и включает в себя детальное описание санитарно-гигиенических требований вдоль всей технологической цепи по производству конкретного пищевого продукта: к территории, на которой размещено пищевое предприятие, к производственным, вспомогательным и бытовым помещениям, водоснабжению, канализации, освещению, вентиляции, технологическому оборудованию и личной гигиене персонала, сырью и конечной спецификации продукта, к механической очистке и дезинфекции помещений и оборудования.

Базовым документом для всех международных гигиенических кодов являются "Общие принципы пищевой гигиены" (1985). Он содержит 8 разделов, на основе которых созданы следующие международные гигиенические коды для продукции животного происхождения: коды по рыбе и рыбопродуктам (том В); коды по мясным и птичьим продуктам (том С); код по яичным продуктам (том F); код по сухому молоку (том Н); код по консервам с низким рН (том G).

Из существующих руководств ККА определенного внимания заслуживают международные правила ветсанэкспертизы (прижизненной и послеубойной) убойных животных (1985). Их главная цель - достигнуть максимальной защиты здоровья человека и животных.

Центральное место в разработке политики безопасности продуктов питания отведено странам - членам ЕС, что схематично выглядит следующим образом:

В страны - члены ЕС входит 25 стран: Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург,  Нидерланды,  Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

1.Общие правила для Единого рынка:
требования к продаже животных и продуктов питания. Одинаковые санитарные и фитосанитарные меры гарантии на всей территории ЕС вне зависимости от места происхождения животных и продуктов питания, а именно:

Животные и продукты европейского происхождения. Гармонизация СФС (санитарные, фитосанитарные меры)требований к продаже животных и продуктов питания (Материалы форума ФАО/ВОЗ "Создание эффективных систем безопасности пищевых продуктов" Бангкок, 2004, 178 с).

Животные и продукты из третьих стран. Одинаковые требования к импорту из третьих стран; гармонизация контроля на внешних границах; правила для производства и продажи (специальные директивы и правила для каждого сектора); упразднение внутренних границ; отсутствие разницы между национальным и общим рынками (свободное передвижение скота и продуктов питания в рамках Единого европейского пространства; устранение систематического контроля на внутренних границах; усиление контроля в местах происхождения и выборочный контроль по месту поставки. Пограничные инспекционные пункты. Разрешения и сертификация.

Живой скот. Контрольные меры и оповещение о заболеваниях (включая зоонозы); надзор и карантинные меры для профилактики заболевания; использование разрешенных лекарств и качественного корма для скота; идентификация животных и регистрация стада; надлежащие условия содержания животных.

Продукты питания. Использование гигиенических и технических норм; постоянный мониторинг и надзор от фермы до стола.

Сквозные принципы.  Контроль транспортировки скота и продуктов питания (проверки на месте происхождения + проверки в ходе транспортировки и по месту доставки); проверки на границах, в портах и аэропортах; отметки об удовлетворительном ветеринарном состоянии и сертификация; прослеживаемость; информационные сети (ANIMO, ADNS); взаимная поддержка в странах-членах.

Прочие меры. Рассмотрение и утверждение ветеринарных препаратов, пестицидов, ГМО, добавок и ароматизаторов; надзор и контроль за остаточными количествами химических веществ по всей продовольственной цепочке; контроль товаров животного происхождения (изделия из кожи, кости и др.).

2.  Подход ЕС к безопасности продуктов питания.
Утверждаются единая сельхозполитика и безопасность поставок продовольствия с решением следующих вопросов: здоровье животных и растений как фактор  для сельхозпроизводства, а именно: здоровье животных и основные зоонозы + контроль мяса;  контроль мясоперерабатывающих предприятий, транспорта и продуктов; упор на общественное здоровье при контроле здоровья животных (зоонозы, губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота, остаточные вещества и др.).

Здоровье животных и растений как основа общественного здоровья (человека), где основными принципами являются: научная база законодательства в области продуктов питания ЕФСА (Европейское управление безопасности продуктов питания) с определением опасности продуктов питания и оценкой риска; новый подход к гигиеническим мерам; интегрированный подход к безопасности продуктов питания; принцип предосторожности (если не существует научных оснований для объективной и полной оценки риска зараженных продуктов питания); прослеживаемость (происхождение продукта, его идентификация); первичная ответственность на производителях продуктов; усиленный официальный контроль стран - членов ЕС (условий содержания животных, предприятий, транспортировки животных и продуктов, проверка на пограничных инспекционных пунктах); международный и европейский контекст (глобализация и гармонизация в области безопасности продуктов питания).

Тесное международное сотрудничество является существенным условием для решения проблемы безопасности продуктов питания.

3.  Контроль в странах - членах ЕС.
В странах ЕС независимые научные учреждения

Оборонительные рубежи продовольственной безопасности

Наименование линий

Обеспечение выполнения безопасности продуктов питания

Первая линия обороны

Первичные производители и продовольственные компании должны предоставлять властям всю необходимую документацию систематических   самоинспекций, доказывающую соблюдение ими норм продовольственной безопасности

Вторая линия обороны

Официальная продовольственная инспекция должна быть эффективной, прозрачной и надежной. Продовольственные власти несут ответственность за принятие простых и понятных правил, а также за проведение госинспекций, подтверждающих соблюдение первичными производителями и продовольственными компаниями всех установленных норм

Третья линия обороны

Ведение общего мониторинга продуктов питания с целью выявления и решения некоторых вопросов прежде, чем они перерастут в настоящие серьезные проблемы

Четвертая линия обороны

Проверка импортируемых продуктов питания

  (Институты питания и ветеринарных исследований) осуществляют оценку риска, тогда как определение возможных тактических действий и внедрение в жизнь принятых решений с целью контролирования проблем продовольственной безопасности отводится Ветеринарным и Продовольственным администрациям при министерствах (сельского хозяйства или здравоохранения или земледелия). Между этими двумя организациями налажено тесное сотрудничество. Однако ответственность за оценку рисков и управление рисками четко разделена. Научное руководство обеспечивается как в ветеринарной сфере (например, в области инфекционных болезней домашнего скота), так и в сфере продовольственных товаров (пищевые добавки, ГМО, сальмонеллы, пестициды, остатки ветеринарных препаратов и др.). Например, когда нужно установить максимальный уровень для пестицида или пищевой добавки или спланировать действия по борьбе с инфекционными болезнями домашнего скота, научно-исследовательские институты помогают обеспечить научную основу для принятия решений. Вышеуказанные Администрации имеют местные управления, выполняющие практические повседневные проверки и могут привлекать химические и микробиологические лаборатории.

Фундаментальным принципом продовольственного законодательства является обязательное получение соответствующего разрешения всеми продовольственными компаниями (большими и малыми) перед началом своей деятельности. Это задача местных контролирующих властей, которые проводят проверки, обеспечивающие соблюдение всех соответствующих ветеринарных и продовольственных норм. Пищевой контроль, таким образом, осуществляется на всех стадиях производственного процесса - от фермы до стола. Проводятся инспекции, например первичных производителей, а также всех продовольственных компаний от крупнейшей скотобойни до небольшой пиццерии. Местные власти обязаны информировать первичных производителей, ветеринарных врачей и население по вопросам ветеринарии, продовольственной безопасности и питания. Такой контроль представлен в виде "линий обороны" (см. таблицу).

Первая линия обороны.
Законодательство оговаривает, что обеспечение безопасности продуктов питания является ответственностью их первичных производителей и самих продовольственных компаний. Соответственно законодательство требует как от первичных производителей, так и от продовольственных компаний гарантию такой безопасности путем проведения самоинспекционных программ. Продовольственные компании должны это гарантировать на основе принятой системы анализа рисков (Государственные стандарты США и России. - М., 2002).

Органы государственной власти одобряют самоинспекционные программы, гарантируют их выполнение и применяют санкции к тем, кто их не выполняет. Самоинспекционные программы могут быть довольно простыми, а для предприятий малого бизнеса достаточно небольшого резюме размером в одну страницу. Однако они могут быть и очень обширными.

Официальная продовольственная инспекция (вторая линия обороны).
В странах ЕС, прежде чем начать заниматься производством продуктов питания, любая продовольственная компания должна получить на это разрешение. Все самоинспекционные программы также одобряются продовольственными властями. Для обеспечения гарантии того, что компания проводит надлежащий самоконтроль, организуют периодические проверки. Наконец, осуществляются выборочные тестирования для подтверждения, что на предприятии соблюдают все продовольственные нормы и созданы хорошие условия гигиены производства. Во время таких тестирований отбирают образцы для микробиологического и химического анализов. Продовольственные проверки должны быть профилактическими с применением всех необходимых санкций, гарантирующих соблюдение установленных норм. В случае, если компания (предприятие) не может быстро исправить проблему или выявленное недопущение, продовольственный инспектор может наложить штраф.

На основе изложенных принципов контроля, а также законодательства ЕС и соглашений с властями других стран, например России, продовольственные компании стран ЕС подвергаются продовольственному контролю различной интенсивности, степень которой определяет опыт работы контролирующих органов с тем или иным предприятием, попавшим в "сомнительную зону". В своих директивах Ветеринарно-продовольственные Администрации сформулировали минимальную частоту проводимых инспекций. Она колеблется от постоянного надзора, установленного в скотобойнях (с проверкой всех убойных животных, часто с привлечением персонала в составе 20 - 40 человек), до одноразовой ежегодной проверки розничных магазинов. Эффективность официальной продовольственной инспекции является решающим показателем безопасности продуктов питания. Соответственно проводятся постоянные проверки эффективности и выполняется непрерывная работа по поддержанию и развитию качества инспектирования.

Мониторинг (третья линия обороны).
Для обеспечения высокой безопасности продуктов питания осуществляется мониторинг всего рынка продовольственных товаров страны. Это означает, что ежегодно проводится целый ряд исследований с целью идентификации любых проблем, связанных с диетой населения страны. Идея заключается в том, что такой мониторинг является рабочим инструментом, позволяющим действовать как можно быстрее и желательно прежде, чем проблема приобретет широкие масштабы. В этой связи мониторинг проводят по микробиологическим показателям (КМАФАнМ, БГКП, патогенные, в том числе сальмонеллы и листерии, сульфитредуцирующие клостридии, золотистый стафилоккок, протей) и анализируемым веществам.

Группа А - вещества с анаболическим эффектом и запрещенные вещества: стильбены, тиреостатики, стероиды, бета-аганисты, лактоны резорциловой кислоты, включая зеранол, хлорамфеникол, нитрофураны, диметридазол, метранидазол, ронидазол.

Группа Б - ветеринарные препараты, ксенобиотики техногенного и биологического происхождения:

1.  Антибактериальные вещества: антибиотики (тетрациклины, бета-лактамы, аминогликозиды и спектиномицин, макролиды, линкозамиды, полимиксины), фторхинолоны, сульфаниламиды,    прочие    антибактериальные препараты.

2.  Прочие ветеринарные препараты: антигельминтики, кокцидиостатики, карбаматы и пиретроиды, седативные препараты, нестероидные противовоспалительные препараты, прочие фармакологически активные вещества.

3.  Прочие вещества и вещества, загрязняющие окружающую среду: хлорорганические пестициды, фосфорорганические пестициды, соли тяжелых металлов, микотоксины, красители,   гистамин,   полихлорированные бифенилы, радионуклиды и прочие вещества.

4.  Перечень контролируемых возбудителей   болезней   животных.   Вирусы   ящура, бешенства,  чумы  крупного рогатого скота, оспы овец и коз, ньюкаслской болезни, гриппа птиц, прионный белок губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец и коз, энцефалопатии норок.

Такие исследования охватывают также витамины и минералы, продовольственные добавки, органические и неорганические загрязняющие вещества, микотоксины, остатки пестицидов и ветеринарных препаратов, патогенные бактерии (например, сальмонеллы и кампилобактерии), а также резистентные бактерии в пище. Еще одной целью внедрения системы является мониторинг ветеринарных препаратов всеми первичными производителями.

Так, самые последние результаты мониторинга показывают на факт повышенного потребления антимикробных препаратов в странах ЕС. Установлено, что уровни содержания загрязняющих веществ в окружающей среде уменьшились, потребление пищевых добавок сократилось в результате низкого содержания добавок в европейском пищевом рационе (пример -Дания и др.). Воздействие же пестицидов на потребителя увеличивается не потому, что плоды и овощи содержат больше пестицидов, а просто население стран ЕС употребляет все большее количество фруктов и овощей. До опасного уровня пестицидов еще далеко, поэтому и рекомендуется в этих странах есть больше фруктов и овощей, предпочтительно 600 г в день.

Случаи этилового и кадмиевого отравления становятся реже. Что касается токсического элемента - свинца, то наблюдают резкое падение его содержания в организме с тех пор, как данные страны почти полностью перешли на использование в автомобилях исключительно неэтилированного бензина.

Ранее наблюдали довольно высокий уровень содержания микотоксинов в выращенных зерновых культурах, но теперь фермеры приобрели настолько совершенное оборудование для сушки зерна, что это проблема была полностью устранена.

По сравнению с другими странами в государствах ЕС уровень резистентных бактерий в продовольственных товарах стал более низкий, и, поскольку антимикробные стимуляторы роста были запрещены, он продолжает снижаться.

Контроль по принципу "от Фермы до стола". За последние 10-20 лет зоонозы стали более серьезной проблемой. Такому развитию могут быть различные причины, и многие указали на одну возможную, которая кроется в интенсивных промышленных методах, применяемых в животноводстве и пищевой индустрии. Другой возможный фактор -меняющиеся характер покупок и привычки питания потребителей.

В ЕС сальмонеллез и кампилобактериоз являются сегодня наиболее часто регистрированными заболеваниями у людей. Характер статистики развития этих болезней в странах ЕС приблизительно одинаков. С 1980 г. повышалась частота общего количества случаев заболеваний, имевших пищевое происхождение. Это в подавляющем большинстве связано с увеличением случаев заболевания сальмонеллезом и кампилобактериозом. До 1999 г. сальмонеллы были наиболее частой причиной инфекционных заболеваний пищевого характера, но затем ситуация изменилась, и теперь большинство случаев заболеваний связаны с кампилобактериальной инфекцией.

Стратегией борьбы с сальмонеллезом стран ЕС явилось внедрение плана действий быстрого реагирования (Безопасность продуктов питания - документированное датское качество. Алборг, 2005, 11 с). Этот план действий осуществляется в сотрудничестве с пищевой промышленностью. Он включает в себя в числе прочих множество различных мер по снижению частоты возникновения инцидентов инфекции в первичном производстве, а также непрерывный мониторинг случаев сальмонеллеза во всех звеньях цепи - от комбикорма до потребителя. Внедрение плана действий привело к значительному сокращению инцидентности обнаружения сальмонелл у животных и их продуктах. В то же время наблюдали соответствующее падение числа случаев заражения сальмонеллезом людей.

Справиться с кампилобактериозом было для стран ЕС намного сложнее, чем с сальмонеллезом, поскольку изначально для принятия мер недоставало научно документированной основы. За последние годы удалось добиться хороших результатов в их совместных усилиях со скотобойнями и первичным производством пищевых продуктов, что позволило констатировать в 2004 г. резкое снижение числа случаев заболеваемости.

В странах ЕС существуют также исчерпывающие правила, регулирующие использование ветеринарных лекарств. Препараты для лечения животных могут быть приобретены только у фармацевтических предприятий, лицензированных государством, и должны иметь фиксированный срок годности.

В случае обнаружения в мясе любых остатков, превышающих допустимые нормы, штрафуют первичного производителя продукции и публикуют название этой компании в средствах массовой информации.

Для обнаружения остатков пестицидов во фруктах и в овощах на рынках проводят целенаправленные инспекции. Образцы проверяют с использованием мульти-методологии, при которой каждый из них анализируют на присутствие приблизительно 150 различных пестицидов. Этот метод может дополняться специальным анализом (для определенного вида пестицидов), если необходимо. Проводимые исследования подтверждают, что уровень пестицидов во фруктах, выращиваемых в странах ЕС, является крайне низким, этот показатель может расти в продуктах, импортированных в страны ЕС.

Связь с потребителями и промышленностью. Законодательство ЕС предписывает открытость в отношении потребителей и промышленности. Организация должна быть максимально прозрачной, чтобы заинтересованные лица могли узнать, что делается в этих странах. Согласно этим принципам на протяжении последних 4-5 лет страны ЕС достигли хороших результатов. Эта стратегия показала свою ценность, например в связи с первым случаем BSE (губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота) в Дании. Несмотря на драматические заголовки, датский рынок для говядины стабилизировался в течение всего нескольких недель. Таким образом, нет сомнения в том, что именно решительные действия со стороны властей и тот факт, что они продемонстрировали 100%-ную открытость, явились теми факторами, которые помогли датским потребителям быстро восстановить доверие к говядине (Информационный семинар "Законодательство ЕС в области пищевых продуктов и надзор за их безопасностью в ЕС", Москва, 2002).

Пограничный КОНТРОЛЬ (четвертая линия обороны).
Одни и те же основные правила применяют в производстве продовольствия на всем пространстве ЕС. Это означает, что продукты питания могут транспортироваться из одной страны ЕС в другую свободно и без пограничного таможенного контроля. Принцип свободного перемещения, тем не менее ограничен во множестве областей и немедленно и полностью приостанавливается всякий раз, когда возникает вспышка острых инфекционных болезней домашнего скота. Это делается для того, чтобы изолировать пораженную область и предохранить продуктовый экспорт от крупномасштабного заражения. Так произошло, например, когда Соединенное Королевство было поражено ящуром.

Все продукты животного происхождения, импортированные из стран - не членов ЕС, должны ввозиться через государственный пограничный пункт контроля. Принцип состоит в том, что продовольственным товарам достаточно пройти одноразовый контроль. Например, продовольствие, которое ввезено в ЕС через пограничную таможню Германии, может без дальнейшей проверки транспортироваться в другие страны ЕС и продаваться в них. Пограничный контроль на границах ЕС выполняется по единым стандартам. Пограничные пункты контроля укомплектованы хорошо обученными кадрами и полноценно функционирующей системой информационно-технологического контроля. Пограничные инспекторы наделены полномочиями задерживать продовольственные товары и подвергать их соответствующим микробиологическим и химическим анализам. С точки зрения правительств стран ЕС эффективные пограничные проверки очень важны. Они не только играют важную роль в защите потребителя, но и в системе объявления ветеринарной тревоги и в предотвращении распространения опасных инфекционных заболеваний домашнего скота.

Международные дела. Улучшение продовольственной безопасности - довольно требовательная задача, одним из условий выполнения которой является тесное сотрудничество между теми, кто отвечает за исследования и законодательство, и теми, кто проводит контроль и мониторинг. Однако во все большей степени улучшение продовольственной безопасности требует и международного сотрудничества (Материалы Панъевропейской конференции ФАО/ВОЗ "По безопасности и качеству пищевых продуктов". Будапешт, 2003, 117 с). Сотрудничество в пределах ЕС является естественным и существенным, но и сотрудничество с множеством наиболее важных для них экспортных стран на повседневной основе имеет также большое значение, в том числе и с Россией. Работа, связанная с "Кодексом Алиментариусом", стала особенно важной, так как мировая торговля основывается теперь на соглашениях ВТО. В связи с увеличивающимся уровнем мировой торговли в сфере продовольствия целесообразно, чтобы связанные со здоровьем оценочные действия могли проводиться с большой степенью безопасности и такими методами, которые являются ясными, прозрачными, хорошо документированными и гарантируют вовлечение в процесс всех заинтересованных сторон. Соглашения ВТО в особенности помогли ускорить этот процесс, и теперь во многих странах открылись агентства и учреждения, которые могут участвовать в этой работе на передовом уровне.

В 2006 г. произошли изменения в самом законодательстве ЕС в отношении продовольственной безопасности. Новый всеобъемлющий сборник законодательства в отношении продовольственной безопасности и гигиены при производстве пищевой продукции вступил в силу в ЕС с 1 января 2006 г., в который включены (среди прочих):

Регламент ЕС № 852/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 года по гигиене пищевых продуктов.

Регламент ЕС № 853/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 года, определяющий особые гигиенические правила для пищевой продукции животного происхождения.

Регламент ЕС № 854/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 года, устанавливающий особые правила организации официального контроля над продукцией животного происхождения, предназначенной для употребления в пищу человеком.

Сообщаем о двух решениях ЕС, которые могут повлечь за собой определенные изменения в тексте официально согласованных сертификатов.

В соответствии с рекомендациями МЭБ гидролизованные белки, полученные из шкур крупного рогатого скота, могут использоваться для кормления жвачных животных. Эти рекомендации вошли в законодательство ЕС (Постановление 1295/2005 от 6 августа 2005 года). По данным научных исследований, гидролизованные белки безопасны.

На основании научных рекомендаций Европейского Агентства продовольственной безопасности в ЕС было согласовано, что возраст коров, у которых должен удаляться позвоночный столб и рассматриваться как материал особого риска, может быть увеличен с 12 до 24 мес (Постановление Комиссии ЕС, № 1974/2005 от 2 декабря 2005 года).

Заключение. Правительства стран ЕС активно работают над мерами по обеспечению гарантии безопасности продуктов сельскохозяйственного сектора, рыбных промыслов и продовольственного производства. Ветеринарные власти проводят исчерпывающий контроль, позволяющий гарантировать не просто соответствующую проверку продуктов питания, но и способность компаний документированно подтвердить отсутствие у них проблем с продовольственной безопасностью.

Постоянный надзор за продовольственными товарами - жизненно важен и необходим, поскольку покупатели должны быть уверены в том, что качество и безопасность продуктов питания подтверждены хорошо организованной системой контроля. Этому содействуют, на наш взгляд, следующие принципы: четкая и понятная организация контроля для достижения максимальной эффективности; глобальный подход к безопасности продуктов питания с наделением ветеринарных служб широкими полномочиями; координация и межведомственное сотрудничество на национальном и местном уровнях; необходимое количество сотрудников и вспомогательных служб для осуществления эффективных проверок и контроля внутри стран - членов ЕС и на пограничных контрольных пунктах; наличие согласованных методов контроля на европейском уровне и их постоянное совершенствование.

 

 

 

 

 

 

Реклама на сайте