Транспортировка животных

ТРАНСПОРТИРОВКА ЖИВОТНЫХ НА БОЕНСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Убойных животных в места их переработки на мясо доставляют автомобильным транспортом, перевозят по железной дороге или водным путем. В отдельных случаях разрешается перегон животных.

Перевозка животных автотранспортом. Перевозки автотранспортом из года в год получают все большее распространение благодаря удобствам и скорости доставки скота на боенские предприятия. При небольших расстояниях нет необходимости брать с собой корм, так как в дороге животных не кормят и не поят. При перевозке скота на автомашинах потери живой массы незначительны. Автомобильные перевозки более экономичны.

Дальность перевозок животных на боенское предприятие составляет: крупный рогатый скот — до 200 км, свиньи — до 150 км, овцы — до 300 км. Для перевозки животных автотранспортом используют специальные машины — скотовозы, а также обычные грузовики с надстроенными бортами. Кузов машины должен быть чистым, гладким, без посторонних предметов, которые могли бы травмировать животных. При необходимости машины дезинфицируют. Для предохранения животных от переохлаждения или перегрева кузов машины покрывают брезентом.

Погрузку животных проводят по трапам или с платформ. Крупных животных оставляют в кузове на привязи головой вперед или к боковой стенке; остальных животных перевозят без привязи. В одну автомашину грузят животных одного вида, пола и возраста. Один скотовоз вмещает до 20 голов крупных животных или же 60 голов свиней и до 100 голов овец.

Скорость движения по асфальтированной дороге должна составлять не более 60 км/ч, по щебеночной — до 45 км/ч, по грунтовой — до 25 км/ч. Через каждые 6 часов движения животных необходимо кормить и поить, а через каждые 10-12 часов нужно предоставлять отдых с трехчасовой остановкой.

Сельскохозяйственную птицу перевозят в специальных клетках или ящиках, установленных в несколько ярусов.

Грузовые машины для перевозки животных оборудуют высокими бортами и задней стенкой. Рекомендуется устраивать тент (временную плоскую крышу), а при перевозках крупных животных, после погрузки их в машину в продольном направлении, прокладывать между ними брусья. Эти брусья следует укреплять одним концом к задней стенке кузова, а другим — впереди к поперечному брусу, к которому привязывают животных. Кузов машины должен быть чистым, промытым, без посторонних запахов, стенки его не должны иметь каких-либо острых предметов (гвозди, проволока), которые могут ранить животных.

Лошадей и крупный рогатый скот размещают вдоль кузова головами впе-ред, по 3 животных в автомашину. Овец и коз грузят 15-20 голов, а свиней 6-12 голов.

Для погрузки крупных животных пользуются прицепным мостиком или земляной насыпью, а для мелкого рогатого скота и свиней мостиками со сплошными стенками. Чтобы не было в дороге заминания мелкорослых и слабых свиней или мелкого рогатого скота, следует грузить в автомашины животных одинаковой живой массы, упитанности и пола.

Животных, доставленных на мясокомбинат или бойню автомобильным транспортом, принимают немедленно. Их подвергают предварительному ветеринарному осмотру; проверяют сопроводительные документы, бирки животных и соответствие наличия животных.

Автомашины после выгрузки из них животных должны быть тщательно очищены, промыты, а в случае необходимости продезинфицированы.

Перевозка животных по железной дороге. В настоящее время этот вид транспорта используют довольно редко. При железнодорожных перевозках скота основными задачами являются: сохранение упитанности и живой массы животных за время транспортировки; предупреждение заразных заболеваний среди транспортируемых животных; предупреждение распространения заразных болезней по пути следования.

Скот перевозят по железной дороге только в сопровождении проводников, один из которых назначается старшим. В проводники подбирают людей, имеющих опыт работы в животноводстве.

Железнодорожные перевозки используют для транспортирования животных на большие расстояния (300 км и более).

Животных, подлежащих отправке по железной дороге, в течение нескольких дней переводят на транспортный режим кормления, обычно на кормление сеном.

Животных перевозят в специализированных или обыкновенных товарных вагонах. Перед погрузкой вагоны должны быть очищены, промыты, а в некоторых случаях и продезинфицированы. Также они оборудуются дверными решетками, полками для фуража и кольцами для привязи крупных животных.

Поданные для погрузки вагоны должны быть проверены представителями ветеринарной службы. Крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов привязывают в вагонах головой по ходу поезда или поперек вагона. Всех остальных животных размещают без привязи.

К перевозке по железной дороге допускают только здоровых животных, с очищенным от грязи и навоза кожным покровом. Слабые и истощенные животные к транспортировке не допускаются.

Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего расчета.

1.  Крупный рогатый скот:

¦   взрослые — 16-24 гол.;

¦   молодняк — 24-28 гол.;

¦   телята — 36-50 гол.

2.  Овцы и козы — 80-110 гол.

3.  Свиньи: 

¦   массой до 80 кг — 50-60 гол.;

¦   массой 81-100 кг — 44-50 гол.;

¦   массой 101-150 кг — 28-44 гол.;

¦   массой свыше 150 кг — 20-28 гол.

4.  Лошади — не более 14 гол.

5.  Верблюды — не более 8 гол.

В жаркое время года во избежание тепловых ударов загрузку свиней в вагоны уменьшают на 10-15%, а грузить жирных свиней в четырехосные вагоны запрещается. В теплое время животных перевозят в вагонах при открытых дверях с решетками, а в холодное — люки и двери закрывают, оставляя в дверях щели.

ют, по возможности, одинаковых размеров, пола и возраста. Погрузку животных в вагоны необходимо проводить по трапам, спокойно, 6"ез окриков и побоев, используя для понуждения электропогонялки или кнуты.

Погрузка в один вагон животных разного вида не допускается. Запрещается также грузить в один вагон быков и коров, баранов и овец. При необходимости совместной перевозки баранов отделяют перегородкой из досок или жердей, а быков ставят в отдельные загородки.

Для кормления животных в пути проводники получают корм из расчета на центнер живой массы, в среднем: сено для крупного рогатого скота — 4,5 кг, для овец и коз — 3,5 кг; концентраты для свиней — 2,5 кг. Для свиней, кроме того, отпускают подстилку из расчета 1,5 кг соломы или подстилочного торфа в день на голову. Летом в качестве подстилки может служить песок, который в жаркое время смачивают водой. Концентраты (зерно, мука, отруби) должны быть в мешках, а сено и солома — только в прессованном виде в тюках.

Кормление животных проводят 2 раза в сутки. Сено для крупного рогатого скота раскладывают так, чтобы оно не попадало под ноги животным; овцам и козам его раскладывают вдоль стенок вагона; свиньям дают концентраты в корытах.

Поят животных на станциях, имеющих водопойные колонки. Зимой жи-вотных поят 2 раза, желательно перед кормлением, а летом — 3 раза в день. Особенно важно регулярно поить свиней. Своевременное поение имеет боль-шое значение для сохранения живой массы скота, так как при таком поении животные меньше утомляются, лучше поедают и усваивают корм.

Очистка вагонов от навоза предусматривается только на станциях, где обычно проводится поение скота. Сваливать на При заболевании, отказе от корма и воды, а также падеже животных старший проводник вызывает ветеринарного врача и выполняет все его требования, вплоть до выгрузки заболевших. Прирезка животных в пути запрещается. Трупы из вагонов снимают в присутствии ветеринарного врача, который составляет акт и делает соответствующую пометку в путевом журнале.

Иногда перевозки скота по железной дороге сопровождаются потерей жи-вой массы и снижением упитанности. Научными исследованиями доказано, что снижение живой массы и упитанности животных за время нахождения в пути происходит из-за неудовлетворительного ухода, недостаточного и несвоевременного кормления и поения.

Перегон животных. Перегон убойных животных, преимущественно крупного и мелкого рогатого скота, может быть осуществлен на короткие расстояния: к ближайшему боенскому предприятию, железнодорожной станции, водной пристани. Наряду с этим, в нашей стране в регионах с отгонным животноводством могут быть длительные перегоны животных, которые, как правило, совмещают с нагулом, поставляя в пункт назначения (на мясокомбинат, бойню) животных в состоянии хорошей упитанности.

Гурты крупного рогатого скота комплектуют по 150-200 голов, отары овец — по 500-1000 голов. Отправляемых животных подбирают с учетом возраста, пола и упитанности. Подготовленную партию животных взвешивают, биркуют, определяют их упитанность. Составляют гуртовую ведомость. Ветеринарный врач (фельдшер) после ветеринарного осмотра выдает ветеринарное свидетельство (форма № 1) о состоянии здоровья животных и благополучии местности по заразным заболеваниям. К перегону допускаются только здоровые животные. Не подлежат отправке гоном на дальние расстояния животные во второй половине беременности, с трав-матическими повреждениями, старые и беззубые.

Кроме гуртовой ведомости и ветеринарного свидетельства на перегоняемый скот выдается путевой журнал, в котором указывают маршрут перегона, время выгона животных, срок их доставки на мясокомбинат. В пути следования отмечают пункты отдыха, поения, ветеринарного осмотра и прочие сведения.

Дороги, по которым осуществляют перегон животных, называют «скотопрогонные тракты». Эти дороги должны проходить по местности, благополучной по заразным заболеваниям животных и в стороне от пастбищ для местных животных. Трассы перегона находятся под постоянным ветеринарно-санитарным надзором.

Скорость движения гуртов при хорошем травостое не должна быть больше 12-15 км в сутки, а при плохом — 15-20 км. Для овец эти нормы соответственно 7-8 и 10-12 км.

Во время перегона животных запрещается: 1) смешивание различных гуртов; 2) контактирование гуртов с животными местного населения; 3) перегон животных по путям, где прошел скот, больной ящуром, чесоткой и другими заразными заболеваниями; 4) перегон животных в сильный дождь, град, бурю и при температуре ниже -20°С; 5) пастьба животных на сенокосах и посевах.

Во избежание заболевания тимпанней необходимо следить, чтобы животные на заходили на участки с отавой, клевером, люцерной, покрытые росой, а также на густую сочную траву.

Поят животных через час после остановки, летом 2—3 раза, а осенью 2 раза в сутки. Нельзя поить животных водой из канав, болот и ям.

Вынужденный убой больных животных проводится только с разрешения ветеринарного врача (фельдшера) данной местности.

Перевозка животных по водным путям. Этот вид доставки животных на бо-енские предприятия используют очень редко. В основном это речные перевозки. Перевозки речным транспортом животные переносят легко. Будучи погружены на специальные баржи, они не претерпевают той тряски и шума, какие бывают в вагонах при движении поезда. Плавное и тихое движение при отсутствии толчков, чистый воздух, особенно на открытых палубах, благоприятно влияют на животных. Следует иметь в виду, что перевозка животных водным транспортом может быть только в летний навигационный период (5-6 месяцев в году).

При перевозках на баржах и судах для размещения одного животного требуются следующие нормы площади: крупный рогатый скот — 2,5-3,0 м2; овцы и козы — 0,75-1,0 м2; свиньи крупные — 2-2,5 м2; свиньи средние — 1,0-1,25 м2; лошади — 2,5-3 м2. Лошадей и крупный рогатый скот перевозят на привязи. Морские перевозки занимают небольшой объем в общей транс-портировке скота. Они усложняются тем, что требуется дополнительный запас пресной воды, потребность в которой для поения крупного рогатого скота исчисляется не менее 30-35 л, а для мелкого — не менее 6 л на одну голову в сутки.

Погрузка и уход за животными в пути такие же, как и при транспортировке по железной дороге.

Воровков М.Ф., Фролов В.П., Серко С. А.
"Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологиии стандартизации  продуктов животнодства."
Санкт Петербург-Москва-Краснодар. 2007.

 

 

 

 

 

Реклама на сайте