Экономические преимущества качественного молока и успешной

реализации мер, связанных с борьбой против мастита

Преимущества для молокоперерабаты-вающих предприятий

Производство высоко-качественного молока и успешная реализация мер, связанных с борь¬бой против мастита, дает огромные преимущества молокоперерабатываю-щим заводам, так как бла-годаря такому сырью они производят высококачест-венные молочные продукты. Если в молочном танке будет смешано молоко высокого и более низко¬го качества, то конечный молочный продукт будет более низкого качества.

Чем выше качество сырого молока, тем лучше вкус, полезность и длительность хранения переработан-ного молока. Для этого существуют следующие причины: вкус и запах мо-лока зависит от составных молока(как белок и молоч¬ные жиры), качественное молоко соответственно содержит этих полезных веществ больше. Если в молоке высока концентра¬ция энзимов (как Lipase, Protease), значит, это молоко низкого качества. Причиной низкого качес-тва молока также могут быть содержащиеся в молоке микробы, которые способны выжить после пастеризации и негативно повлиять на вкусовые качества молока, а также сроки его хранения. Из высококачественного молока переработчи¬ки производят продукт с более долгим сроком хранения,также из такого молока можно выпускать большие объемы качест¬венного сыра, т. е. прода¬вать в больших объемах качественные продукты питания, а значит, полу¬чать высокую прибыль.

Преимущества для производителей молока

Данные 60-х годов одного из исследований мастита, проведенного в Англии, показали, что прибыль в  связи с затратами на Dipp-средства, салфетки для вымени,лечение в период запуска и прочие расходы составили 300%. Подобное исследование,проведен¬ное в это же время в США, показало, что коровы, к которым была применена одна из программ по борь¬бе с маститом, дали за год по сравнению с контроль¬ной группой коров (без применения программы) на 455 кг молока на корову больше.

Ежегодные общие расходы на борьбу с маститом со-ставляют от 30,00 до 35,00 US-долларов на корову. Эти затраты оправдывают себя и приводят к росту  

производства в 4-5 раз. Введение противомастит-ных программ имеет также следующие экономические преимущества:

•   Меньше случаев клинического мастита.

•   Меньше испорченного молока,которое было изменено или отравлено остатками антибиотика.

•   Уменьшение расходов на медикаменты.

•   Уменьшение расходов на ветеринара.

•   Меньше потерь в связи с умершими или выбрако-ванными животными.

•   Более продолжительный срок эксплуатации дойных коров.

•   Получение различных премий за высокое качество молока с низким содержанием микробов и соматических клеток.

Таблица 26-1. Расходы и экономическая значимость определенных мер, направленных на борьбу с маститом

Меры

Расходы

Полезность

Соотношение

Мытье сосков дезинфекторами после дойки

$8,87

$74,10

1:8,35

Лечение в период запуска

$8,27

$31,30

1:3,78

Очистка вымени индивидуаль­ными бумажными салфетками

$5,16

$27,26

1:5,28

Вытирание вымени индивиду­альными бумажными салфет­ками

$5,14

$8,94

1:1,74

Замена сосковой резины по рекомендации: а)сервисного центра б) специалиста оборудования

$6,62 $5,15

$7,17 $7,17

1:1,08 1:1,39

Одно из исследований в Австралии показало,что после того, как в одном из дойных стад была приме-нена охватывающая про-тивомаститная програм-ма, производство молока увеличилось в первый год на 9%, во второй и третий - на 15%. Значения жирности молока соста-вили 10, 16 и 17% в пер¬вый, второй и третий год соответственно. За вто¬рой и третий год чистая прибыль от инвестиций, вложенных в противомас-титную программу, соста-вила 300%. Вероятно, это число было бы еще выше, если бы лечение во время запуска всех четвертей вымени,проведенное в  первый год, было также проведено во второй и третий годы.

Похожие данные (показа-тель в 300%) дали ре-зультаты исследований в Новой Зеландии, где также была применена охваты-вающая противомаститная программа. В ходе иссле-дования в Канаде были определены соотношения расходов и значимости, различных противомастит-ных мер. Результаты этого исследования приведены в таблице 26-1.

Результаты недавнего международного ис-следования, в котором принимало участие более 5.000 дойных стад из Европы,показали,что применение программы против мастита дает отношение прибыли 1:5 (т.е. увеличение в 5 раз). По сравнению с прошлы¬ми годами коэффициенты прибыли увеличились, потому что:

1.  Надои на одну корову с тех пор удвоились, хотя вместе с тем и увеличились потери из-за воспалений вымени.

2.  Сумма премий, присуждаемых за качество молока, значительно выросла.

3.  Появилось множество конкурсов и премий за высокое качество продукта.

В 1997 г. в США (Нью-Йорк) были опубликованы результаты по потерям, которые возникли из-за различных возбудителей мастита. Всего было инфицировано более 100.000 коров. Ежегодные потери составили $388,19 при Streptococcus agalactiae, $143,65 при возбудителях внешней среды, $185,51 при Staphylococcus aureus и $164,72 при Corynebacterium bovis. Средний показатель по¬терь $127,53 за лактацию. Средние же затраты на корову в год для борьбы с маститом составляет $34,00 (прибыль 636%).

Польза премий и других денежных по-ощрений, вручаемых за высокое качество молока

Практически все крупные закупщики сырого молока в США организуют свои премии за качественное молоко с низким содержа-нием микробов и сомати-ческих клеток. Также часто учреждаются премии за молоко без содержания антибиотика, ингибито¬ров, посторонней воды и остатков от моющих и дезинфицирующих средств. Многие закупщики поми¬мо основных параметров качества молока требуют соблюдение дополнительных. Таких как, например, психрофильная инкубация (PI), концентрация состав-ных молока, как молочный белок и молочные жиры. Число соматических клеток играет важную регулирую-щую роль в составе молока (более подробно смотрите главу 3).

Суммы премий могут быть самыми различными. Большинство из них имеют разрядную систему, поэто-му число подобных премий растет. У многих закупщи-ков помимо премий сущес-твуют штрафные санкции и антиноминации. Но, как показывает практика, наиболее лучшим стимулом для производителей молока являются все-таки премии.

Значение постоянного обучения

Одним из приоритетных основных направлений в работе руководства предприятия должно быть постоянное обучение работающего персонала. Всем понятно, что неком-петентный и малоквали-фицированный персонал не способствует успеш-ной работе предприятия. Руководство предприятия несет ответственность за уровень компетентности и совершенствования технических и практичес-ких знаний своих сотрудников.

Помимо основного рабо-тающего персонала к ра¬боте молокопроизводяще-го предприятия должны быть также подключены различные специалисты и независимые эксперты, как, например, ветери-нары, консультанты по сельскому хозяйству, представители контроли-рующих организаций и служб. Эти люди помога¬ют расширить уже имею-щиеся знания о молочном производстве и решить его актуальные проблемы, в частности проблемы с маститом. Специалис-ты такого рода продают производителям молока определенную концепцию ведения производства, цель которой - получить высококачественное молоко в максимально больших объемах. Если концепция не дает поло-жительного результата, значит, она неэффектив¬на и ее следует менять.

Мы обучаем людей

Для того чтобы повы¬шать профессиональный уровень персонала, ру-ководителю необходимо знать несколько важных моментов. Психологи считают, что обучение человека проходит в трех основных формах: вер-бальной, визуальной и кинестетической. Важно понять различия между этими формами. Вербаль-ное обучение достигается за счет речи. Визуальное обучение предусматри¬вает демонстрацию и считывание наглядных (визуальных) материа-лов. В кинестетическом обучении участвуют слух, зрение и осязание. Эта форма представляет собой самую активную часть учебного процесса. Если все формы обучения успешно скомпонованы, то результат обучаемости наиболее высок. Другими важными посту-латами обучения являют¬ся следующие положения: то, что мы слышим, легче забывается; то, что мы ви¬дим, легче запоминается; то, что мы делаем, легче понимается. Эти поло-жения подтверждаются среднестатистическими данными. Знания полу-чаются: 1,4% - за счет вкуса, осязания и обоня-ния, 2,11% - за счет слуха, 3,85% - за счет зрения. Процент запоминания новой информации чело¬веком напрямую зависит от того, как была пред-ставлена ему эта новая информация. В одном из исследований было установлено, что в среднем люди запоминают 10% информации, которую они читали; 20% информации, которую они слышали; 30% информации, ко-торую они видели; 50% информации, которую они слышали и видели; 70% информации, которую они сами проговаривали; 90% информации, которую они проговаривали и осу¬ществляли на практике. Результаты этого иссле¬дования подтверждают всем известную с детства поговорку: «Повторенье - мать ученья». Хороший учитель всегда несколько раз акцентирует внима¬ние ученика на важной информации. Он также должен дискутировать с учениками, вовлекая их, таким образом в активный познавательный процесс. Учитель должен соотносить новую инфор¬мацию, предъявляемую ученикам, с той произ-водственной реальнос-тью, с которой они сталки¬ваются каждый день. Он должен уметь совмещать основные методы обуче¬ния с наглядными визу-альными материалами и понятными практически-ми упражнениями. Важно также понять, что лучшего всего обучаются те люди, которые заинте¬ресованы в своем обучении. Они действительно должны нуждаться в новой информации и хотеть  ею овладеть. Поэтому важно нанимать лю¬дей, готовых и любящих узнавать что-то новое. Работники также долж¬ны видеть практическую пользу новых знаний. Им должен быть пред-ставлен четкий аргумент в пользу приобретения новых знаний (например, новые знания оборудо-вания дадут работнику возможность работать с техникой, которая дает более высокие произ-водственные результаты, а значит, улучшает и его собственные производс-твенные показатели). Информация доносится до нужного адресата легче, если сами со-трудники обмениваются ею между собой, под-сказывают друг другу и объясняют непонятные вопросы. При обучении персонала обязательно должны применяться плакаты, чертежи, видео или другие визуальные материалы.

Total Quality Management (ме-неджмент по контролю качества)

Total Quality Management (ТОМ) - это сравнительно новая концепция, которая может быть применена каждым управленческим персоналом. Эта концеп-ция ориентирована на потребителя. Ее основа -получение максимальной прибыли за счет повыше¬ния качества продукта. Поставленная цель дости¬гается либо через увеличения объемов, либо через снижение расходов. В оптимальном варианте ТОМ соблюдаются оба аспекта.

Для того чтобы получить максимальную прибыль с ТОМ, необходимо прини¬мать во внимание сле¬дующие управленческие уровни:

1.  Управление предприятием.

2.  Управление производством (производственная деятельность).

3.  Организация и управление персоналом.

На рисунке 27-1 эта концепция схематично пред-ставлена в виде пирами-ды. Фундамент пирамиды - это основа предприятия, которая и дает высокока-чественный продукт.

Все сотрудники предпри¬ятия от высшего до низшего звена должны знать и соблюдать положения концепции. Только при сотрудничестве и совмес¬тной заинтересованности всех уровней персонала можно достичь ее выпол-нения и дойти до конеч-ной цели, т. е. улучшить качество продукта.

Управление предприятием

Для успешного дости-жения цели концепции необходимо разработать подходящие стратегии. Производитель молока, который выбрал концеп-цию ТОМ, должен обра-щать внимание на следу-ющее:

•   Взять под строгий контроль все производственные процессы.

•   Уделять, прежде всего, внимание профилактическим мерам. Они должны быть выше коммерческих интересов. Гораздо эффективнее и выгоднее для производства проводить мытье сосков дезинфекторами перед дойкой и предотвращать таким образом появление мастита, чем потом бороться уже с распространившейся инфекцией.

•   Должна быть также введена система регистрации данных по животным. Это значительно упроща¬ет ведение производства и стадный менеджмент.

• Хороший климат в коллективе и взаимная коммуникабельность меж¬ду работниками способс¬твуют тому, что персонал понимает поставленные перед ним задачи и цели.

Управление производством

Работники играют клю-чевую роль в преобра-зованиях, успешности и эффективности работы предприятия. Хорошая команда - это ключ к успеху. Если руководство предприятия ответственно за решение отдельных задач и введение общих стратегий, то сотрудники предприятия отвечают за реализацию рабочих производственных процессов. Именно сотрудники сталкиваются непосредс¬твенно с производством, а значит, и в современных условиях производства со стандартизацией, автома¬тизацией и дальнейшим усовершенствованием этих процессов. Чем крупнее предприятие, тем значимее роль и от-ветственность отдельных сотрудников, так как в больших предприятиях крайне трудно уследить за всем и всеми. Поэтому сотрудник должен владеть и уметь оперировать всей информацией отно-сительно производства, с которым он работает (знания техники, повадок и особенностей поведе-ния животных и т. д.). Для этого его необходимо обучать и все время зна¬комить с нововведениями в доильном оборудовании и т. д.

ТОМ-концепция уделя¬ет большое внимание организации рабочего процесса. При правиль-ном осуществлении этой программы руководство и сотрудники работают «бок о бок», между ними происходит постоянный обмен информации. Важно также понять от-дельные элементы рабо¬чего процесса. Каждый вид работы должен быть структурирован (рис. 27-2). Правильно организован¬ный рабочий процесс можно описать следующим образом:

1.  Ряд взаимосвязанных задач складывается в процесс.

2.  Ряд взаимосвязанных процессов образует систему.

3.  Система дает то качество, которое ожидали получить.

Системой могут быть, например, меры, направ-ленные на улучшение менеджмента. Система состоит их ключевых элементов или процессов. Элементы или процес¬сы определяют каждый следующий этап работы. Этап работы направлен на достижение опре-деленного отдельного результата. Совокупность улучшенных процессов означают более высокое качество, лучшую про-дуктивность и рентабель-ность. Система охваты¬вает интегрированные группы этапов взаимосвя-занных процессов, кото¬рые в совокупности своей служат одной главной цели.

Приведем пример. Будем исходить из того, что сис¬тема - это ряд мер, на-правленных на улучшение менеджмента, 5 процес¬сов (мер):

1.  Содержание коров в чистой, сухой и безопасной среде для того, чтобы,коровы в доильной установке находились в спокойном состоянии и с чистым выменем.

2.  Подготовка сосков к дойке, которая подразумевает, чтобы перед дойкой они были чистыми и сухими.

3.  Правильное надевание доильного аппарата на соски.

4.  Окунание сосков в эффективный дезинфектор (Dipp-средство).

5.  Правильное выведение коров из доильной установки.

Каждый процесс состо-ит из ряда отдельных действий или шагов, каждые из которых долж¬ны выполняться с мак¬симальной точностью. Например, процесс «Под¬готовка сосков к дойке» которая подразумевает, чтобы перед дойкой они были чистыми и сухими», состоит из следующих рабочих действий или шагов: соски моются ми-нимальным количеством воды (если это необходимо), каждый сосок пред¬варительно продаивается, затем соски дезинфици¬руются Dipp-средствами (мытье дезинфекторами) в течение 20-30 секунд и затем каждый сосок тщательно вытирается. Для того чтобы «разложить по полочкам» каждый процесс и иметь полную картину всех процессов, образующих единую сис¬тему, специалисты реко¬мендуют делать рабочую диаграмму или другую графическую таблицу. Работники должны пони¬мать и знать все произ-водственные процессы со всеми их рабочими дейс¬твиями или шагами. Они должны четко понимать задачу и цель каждого действия. Чем лучше ра¬ботник понимает структу¬ру рабочего процесса, тем успешнее он осуществля¬ет все рабочие процессы и полностью реализует систему, цель которой по¬лучить продукт высокого качества. Итак,сотрудник должен понимать, как и для чего, он все делает.

авторские права